На сайте ведутся технические работы

ТРУДНАЯ СУДЬБА СОЛДАТА

ТРУДНАЯ СУДЬБА СОЛДАТА

Опубликовано

Из книги Борисова И.В. "Якутяне за Родину-мать".

Человечество с древнейших времен высоко почитало своих вождей и геро­ев, увековечивало их добрые имена на глыбах камней, глиняных таблицах с описанием их подвигов и достижений, сооружало пирамиды, церкви, часов­ни и памятники, в современности их имена присваивали коллективам. На­пример, их именами назывались воин­ские подразделения, а также ордена и медали.

Когда началась Великая Отечествен­ная война, как и по всей необъятной стране, из далекой Якутии призвали в ряды Красной Ар­мии молодых, трудоспособных людей. За годы войны в дей­ствующую Красную Армию были призваны более 65 тысяч якутян. Тогда в нашей республике проживало всего чуть бо­лее 420 тысяч человек, из северных районов официально не призывали в армию, но некоторые молодые люди добро­вольно переезжали в центральные районы республики, что­бы быть призванными. Верхневилюйский район небольшой. Жители традиционно занимались сельским хозяйством и охотпромыслом. Отсюда в ряды Красной Армии были при­званы 2 163 человека, из них 1 131 не вернулся в родной дом. Среди призванных из II Ботулинского наслега был Егоров Архип Тимофеевич, 1909 года рождения.

Семья Егоровых проживала в местности Хохолло и за­нималась разведением скота и лошадей, охотой на пушных зверей и рыбалкой. Архип с сестрой Александрой выросли среди прекрасной природы. Поскольку в родном наслеге не было школы, родители отдали переростка Архипа в Далырскую начальную школу, которую он окончил почти к двадца­ти годам. Учеба ему давалась легко, быстро освоил грамоту, неплохо писал, сносно говорил по-русски. На селе в те годы человек с четырехклассным образованием считался весьма грамотным. Тогда Вилюйский и Верхневилюйский были единым районом с центром в Вилюйске. И Архип приехал в город Вилюйск, где ходил по организациям, искал работу. Так он был назначен уполномоченным исполнительного ко­митета по земельному переделу. Комсомолец Егоров принял самое активное участие в переделе земли в родном наслеге.

Архип Егоров всегда хотел быть полезным для своей малой родины, своего народа, тянулся к образованию. Услышав о наборе курсантов в Якутскую национальную военную шко­лу, поехал в Якутск. В школе он учился прилежно, четко исполнял приказы и наставления командиров. Будучи еще курсантом, принимал участие в ликвидации банды Боссойко, поэтому в военном деле есть запись о том, что он участник гражданской войны. После окончания военной школы Архип Егоров был направлен в Хабаровскую школу среднего командирского состава Красной Армии, а затем в течение одного года учился в юридической школе города Благовещенска.

В 1932 году Архип вернулся на родину и три года рабо­тал помощником уполномоченного НКВД в Якутске, Чурапчинском и Вилюйском районах. Он всегда считал свои знания недостаточными и поступил в Казанский госуниверситет на факультет права. После учебы, вернувшись в Верхневилюйский район, работал адвокатом. Здесь он проводил много разъяснительной работы, так как население совер­шенно не знало советских законов, участвовал в судебных разбирательствах.

Когда началась Великая Отечественная война, весь со­ветский народ поднялся на защиту Родины. Якутяне встали в один стальной ряд со всеми народами Советского Союза под руководством великого Сталина. Архип Тимофеевич Егоров был в первых рядах защитников Родины. Он был призван в 1941 году в качестве младшего командира 23 ар­мии. Командир отделения Егоров четко и грамотно разъ­яснял предстоящий бой с коварным врагом. Солдаты его отделения приказы командиров исполняли своевременно и давали врагу сильнейший отпор. Сам командир отделения


Егоров всегда находился на передней линии огня. Будучи охотником, умел хорошо маскироваться. Но во время за­щиты города Ленина получил легкое ранение. После лече­ния в лазарете вновь встал в один ряд со своими боевыми товарищами. Бои шли днем и ночью, враг старался по­давить советские войска. Ленинград был осажден со всех сторон, над городом постоянно находились вражеские са­молеты, за которыми следили наши артиллеристы и лет­чики. Советские войска держали оборону, несли огромные потери. Так во время одного из боев Егоров был ранен. Солдаты отвели своего командира в госпиталь, где врачи поставили диагноз — контузия. Молодой организм выдер­жал и вскоре Архип Егоров вновь был в боевом строю.

Командира отделения, участника двух сражений Его­рова Архипа Тимофеевича направили в Томское военное училище. Вдали от боевых сражений Егоров осваивал во­енную науку. Учеба была очень напряженной, занимались ежедневно с утра до позднего вечера. Ускоренные курсы командиров взводов Егоров успешно завершил и получил первое офицерское звание — младший лейтенант.

Офицер Егоров был направлен в распоряжение команду­ющего Белорусским фронтом, где был назначен команди­ром взвода. Архипа Тимофеевича солдаты приняли как быв­шего солдата, как защитника Ленинграда и Сталинграда. Он как командир взвода доступно разъяснял предстоящий бой своим солдатам, отдавал приказы. Взвод Егорова всегда был на хорошем счету, четко выполнял приказы вышестоящих командиров.

На войне всегда есть риск, опасность для жизни. Осво­бождение Белоруссии было очень трудным, фашисты из по­следних сил оказывали сопротивление, но советские войска заставили немцев отступить, медленно, но верно продвига­ясь вперед. Немцы рассчитывали остановить наступление наших войск в Кёнигсберге, где они имели укрепленные позиции. Борьба шла очень жестокая, было много потерь. Но войска Белорусского фронта мощным натиском одолели все укрепленные позиции фашистов. Командир взвода офицер Егоров Архип Тимофеевич был награжден медалью «За взятие Кёнигсберга». Позже он участвовал в освобождении Польши. Вторым Белорусским фронтом командовал мар­шал Советского Союза Константин Рокоссовский. При ос­вобождении Польши наши войска потеряли более шестисот тысяч солдат и офицеров. При отступлении фашисты за­минировали многие объекты, но благодаря усилиям наших солдат, большинство их было спасено и сохранено. Егоров был награжден медалью «За взятие Варшавы».

Победоносная борьба продолжалась. Советские войска уверенно шли к Берлину. После освобождения Польши вой­ска были пополнены, даны указания о путях передвижения с уточнением укрепленных точек, различных препятствий. Солдаты и офицеры, воодушевленные победным движени­ем, тщательно готовились, самостоятельно изучали мест­ность по картам. Командир Егоров помогал своим солдатам в этой науке. Действительно, было много преграждений и огневых точек. Немецкие войска тщательно укрепились и каждую точку защищали до последнего патрона. После ар­тиллерийского удара и сильной бомбардировки наши пош­ли в атаку. Советские самолеты бомбили с воздуха, по земле атаковали танки, помогая наземным войскам.

В апреле 1945 года, когда уже чувствовался приход вес­ны — распустились деревья, зазеленели лужайки, Егоров сражался уже в Берлине. До рейхстага оставалось совсем немного, но и сопротивление было сильное. 29 апреля офицер Егоров А.Т. получил ранение и был доставлен в госпиталь. И в этот раз, молодой солдат остался жив. Он лечился, но очень сожалел, что не дошел до логова фаши­стов — рейхстага.

Офицер Егоров Архип Тимофеевич 16 апреля 1945 года был награжден орденом Красной Звезды. Командир диви­зии перед строем вручил Егорову орден Красной Звезды. Тогда с высокой наградой его сердечно поздравили боевые товарищи.

После демобилизации Архип Тимофеевич прибыл на родину, его грудь украшали орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Варша­вы», «За взятие Берлина», а также был ряд благодарностей командования.

Архип Тимофеевич с супругой Анастасией Ивановной Кулаковской жили в Ытык-Кюеле, родили четырех сыновей и дочь, из них два сына умерли совсем маленькими. Но и здесь судьба не пожалела Архипа Тимофеевича. Умерла лю­бимая жена Анастасия, он сильно страдал, был совершенно опустошен. Сыновей Тиму и Спартака взяли на воспитание родственники жены, а дочку Розу он отдал в детский дом. Архип Тимофеевич, определив дочь в детдом, сам устроил­ся туда же, сперва конюхом, затем — завхозом. Когда дочь немного подросла, Архип забрал ее и выехал в Якутск, где устроился работать на Маганскую нефтебазу, где ему выде­лили комнату, затем квартиру. В 1960 году Егорова А.Т. пе­ревели на нефтебазу в Жиганск. Он вернул сына Спартака. В доме не было хозяйки, но Архип старался и содержал дом в чистоте и уюте, дети были одеты и обуты. Так они закончили школу, стали взрослыми. Как они вспоминают, Архип Тимофеевич был удачливым охотником, хорошо пел, постоянно участвовал в художественной самодеятельности. Судьба нанесла еще один удар — сын Спартак умер от тя­желой болезни. Сын Тимофей так и воспитывался у родни, он проживает в Усть-Алданском улусе, уже дедушка. Дочь Розалия живет в Жиганске, у нее пятеро внуков.

Храбрый воин Великой Отечественной войны Архип Тимофеевич Егоров прожил всего 71 год, и похоронен в Жиганске. Надеюсь, молодые земляки из села Кырыкый Верхневилюйского района вспомнят и изучат боевой путь советского солдата.